Штатив для фотоаппарата - как выбрать?

Рано или поздно практически каждого человека увлеченного фотографией посещает мысль о покупке хорошего штатива для фотоаппарата. К этой мысли подталкивает несколько причин: это и желание сфотографироваться самому вместе с семьей (при помощи спускового тросика или пульта), и творческие амбиции любителей. Наверно всем хочется иметь в домашнем фотоальбоме качественно снятый, красивый ночной пейзаж или фотографию с эффектом «молочной реки»?

Г.Пятигорск [F/11 30 sec. Iso-200]

Но как всем известно, что бы фотография получилась правильно экспонированной, в темное время суток необходимо снимать на достаточно длинных выдержках. Даже если очень сильно постараться, неподвижно держать фотоаппарат в руках в течение одной секунды, избежав «шевеленки» практически невозможно, а, что делать если требуются выдержки в десятки секунд, минут или даже часов ? Поэтому если у Вас есть желание экспериментировать с ночной съемкой, делать красивые и интересные кадры — штатив для фотоаппарата вам просто необходим. Так же он необходим и во многих других видах съемки — от пейзажной до портретной.

Olympus E-3 F/10 0.7sec Iso-100

Давайте разберемся, как устроен фото штатив. Один из самых распространенных вариантов – тренога с тремя телескопическими ножками.

Штатив для фотоаппарата Manfrotto 808-RC4Существуют и другие типы штативов, например «монопод» — телескопическая «нога» к которой крепится штативная голова. У «монопода» немного другое предназначение, он больше подходит для быстрой съемки в случае, когда недостаточно места и времени для установки нормального штатива. Часто используется фотографами, которым важна оперативность, например при съемке животных и репортаже. Еще очень удобно иметь «монопод» в путешествиях, особенно в тех местах куда с нормальным штативом просто не впустят.

При выборе штатива для фотоаппарата больше внимания уделите его «ногам», это основа его устойчивости. Если позволяют финансы — однозначно нужно брать карбоновые ноги сделанные из углепластика. Они отлично гасят микро вибрации, очень прочные и надежные. Но главное — карбон легче алюминия на 20%, чем сталь на 40%, и даже, легче чем пластик. Единственный его значимый минус это цена. «Ноги» в основном делают телескопическими, из нескольких секций. Чем меньше секций у ноги, тем устойчивее будет штатив, но тогда он будет не самым компактным. Средний вариант — трехсекционные, на мой взгляд это оптимально по габаритам и устойчивости. Секции скрепляются зажимами G-Lock или зажимами-фиксаторами благодаря им каждую ногу можно отрегулировать индивидуально в зависимости от поставленной задачи. Не выдвигайте ноги на всю длину без необходимости (это особенно касается штативов которые имеют 4-5 секций), так как сильно пострадает его устойчивость. Штативные ноги обычно оснащены не скользящими резиновыми или пластиковыми наконечниками, советую отдельно купить стальные нержавеющие шипы, которые очень помогут при съемке зимой, а так же улучшают его устойчивость на разных типах поверхности, например, на газоне.

Центральная штанга – это второе на, что нужно обратить внимание. Центральная штанга штатива не должна иметь ни каких люфтов в зафиксированном состоянии. Она служит для регулировки высоты штатива. Более или менее нормальный штатив обФото штатив GITZO SYSTEMATICычно оснащен специальной ручкой или кольцом для ее регулировки, покрутив их, можно поднять штангу на необходимую высоту. Но тут действует то же правило, что и для ног — не поднимайте ее слишком высоко , иначе жесткость конструкции будет оставлять лучшего и кадр может получиться смазанным. Так же обратите внимание, что бы у штанги был крюк для подвешивания груза. Столь неприметная деталь, как крюк не раз Вас выручит при съемке в ветреную погоду или при фотографировании на сверхдлинных выдержках. Если требуется максимальная прочность конструкции — выбирайте штатив, который идет без штанги или тот, у которого можно ее снять и закрепить фото камеру без нее. Отличным выбором будет Gitzo SYSTEMATIC Series 3.

У штативной головки одно из основных предназначений, она служит для регулировки положения камеры. На данный момент в продаже можно увидеть два вида головок – Manfrotto 808-RC4шаровые и 3D. Они достаточно разные на вид, поэтому отличить одну от второй не составит труда. На мой взгляд если штатив будет использоваться в студийных условиях, то удобнее будет 3D голова, так как в ней достаточно длинные и удобные ручки, которыми очень удобно фиксировать положение камеры с большой точностью. Шаровые головки отличаются более компактными размерами, позволяют быстро и просто зафиксировать камеру в нужном положении. Как я уже писал 3D-голова оснащена ручками для поворотов и наклонов камеры. Каждая ручка «отвечает» за конкретное направление и имеет фиксатор. Расслабляем фиксатор, выставляем камеру в нужном положении и затягиваем его. Такой принцип позволяет очень точно зафиксировать фотоаппарат на штативе во всех плоскостях. Минусом данной конструкции является громоздкость. Если Вы любите часто ходить в походы где оперативность и компактность на первом месте — 3D голова плохой выбор.

Шаровая голова Really Right StuffКак Вы наверно догадались шаровая головка названа так потому, что в ее конструкции основная деталь – металлический шар. Чем больше шар, тем более плавно и легко будет регулировать положение камеры. Шар фиксируется одним зажимом, ослабив который, можно придать фотоаппарату нужное положение. С такой головкой работается на много оперативнее и быстрее. При покупке такой головы нужно обратить внимание на наличие дополнительного фиксатора, расслабление которого позволит фотоаппарату вращаться на штативе строго по горизонтали. Это очень важно для любителей панорамной фотографии и если в дальнейшем докупить «нодальный» слайдер можно будет снимать сферические панорамы без дорогостоящей панорамной головы. О «нодальном» слайдере я более подробно расскажу в следующей статье.

Очень удобно когда штативная голова оснащена пузырьковым уровнем и градусной маркировкой. Лучше сразу при покупке обратить на это внимание, чем потом при надобности докупать отдельно.

Далее необходимо определиться с площадкой для крепления фотоаппарата к штативной головке, ее еще называют «челюсти». Скажу лишь, что наиболее удобными и надежными будут Г-образная скоба - L-Plateчелюсти сделанные по типу — Arca Style. Одна часть площадки крепится к голове штатива и остается там постоянно, а вторая прикручивается к камере. Еще один вариант, который подойдет продвинутым любителям и профессионалам — Г-образная скоба или L-Plate. С помощью L-Plate Вы сможете очень быстро менять положение камеры. Но это не главное достоинство Г-образной скобы. Советую прочитать вторую часть этой статьи, там я подробно затрону эту тему.

Задайте себе вопрос: зачем мне нужен штатив ? Прежде чем бежать в магазин, надо определиться, для каких целей он вам нужен – и тогда только тогда принять решение о покупке конкретной модели. Конечно, самый надежный и устойчивый штатив для фотоаппарата- тяжелый и дорогой, однако он подойдет разве,что для студии.
Помни, хороший штатив тот, который ты взял с собой !

5 comments on “Штатив для фотоаппарата — как выбрать?

  1. Karen on said:

    Всегда пожалуйста, скоро будет вторая часть статьи, так, что заходите еще !

  2. Виталий Гребенников on said:

    Спасибо, Карен.

    Исчерпывающий ответ на вопрос: «Как выбрать штатив для фотоаппарата».

    Очень полезная статья!

    • Karen on said:

      И Вам спасибо,что зашли,рад, что понравилась статья, значит не зря старался.

  3. Ksenia on said:

    Большое спасибо за отлично написанную статью! Материал отлично преподнесен — кратко и лаконично.Благодарю

Добавить комментарий для Karen Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


× 9 = шестдесят три

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>